Google+

Проведение итогового сочинения (изложения) в 11 классе в 2015-2016 учебном году: темы сочинений, даты проведения, критерии оценивания

GIA.JPG

 

Проведение итогового сочинения (изложения) в 11 классе в 2015-2016 учебном году: темы сочинений, даты проведения, критерии оценивания

Расписание пробного сочинения

 

Даты проведения итогового сочинения 2015-2016

  • 2 декабря 2015 года;
  • 3 февраля 2016 года;
  • 4 мая 2016 года.

Направления

  1. Время – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
  2. Дом – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие “дом” позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
  3. Любовь – направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
  4. Путь – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия “путь”, нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
  5. Год литературы в России – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

 

 

Направления и произведения российских авторов

Тема Времени

ОБРАЗЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ

Биографическое: детство, юность, зрелость, старость.(«Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого.)

Историческое: Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества.(Отцы и дети» И.С.Тургенева.)

Космическое: Представление о вечности и вселенской истории. («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.)

Календарное: Смена времени года, будней и праздников.(Русские народные  сказки; И.С.Шмелев “Лето господне”.)

Суточное: День и ночь, утро и вечер.(Рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына.)

Встречается в лирике и полное отсутствие значимого образа времени, как, например, в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно» или Ф.И.Тютчева «Волна и дума» — временную координату таких произведений можно определить словом «всегда». Бывает, напротив, и очень острое восприятие времени лирическим героем, что характерно, например, для поэзии И. Анненского, о чем говорят даже названия его произведений: «Миг», «Тоска мимолетности», «Минута», не говоря уже о более глубинных образах.

ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ

Линейное: соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы.(«Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» А.С. Пушкина.)

Циклическое: события повторяются, происходят в течение циклов — суточного, годового и т.д.(Поэма «Труды и дни» Гесиода”.)

Замкнутоеограниченное сюжетными рамками.(Рассказ «Муму» И.С. Тургенева.)

Открытоевключенное в конкретную историческую эпоху. (Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого.)

 

 Тема Дома

Образ родного Дома – концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины”. Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом”,- писал В.Распутин.

Тема дома и семьи – одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской – в частности. Ее отголоски слышны еще в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня  Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу   это ли не доказательство преданности мужа и жене друг другу?!

Ю.М. Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь».

Эта тема поднимается в Библии, в    произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М.А.Булгакова, А.Вампилова, В.Распутина, А.И.Солженицына. («Притча о блудном сыне» , повесть «Станционный смотритель»,«Песня про купца Калашникова…»,романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита», пьеса «Старший сын»,повесть «Прощание с Матёрой», рассказ «Матренин двор».)

Блудный сын, раскаиваясь в греховной жизни,  возвращается к отцу, возвращая себе утерянный дом. Вспомните описание дома в повести «Станционный смотритель» до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живёт с отцом, дома чисто, уютно. «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». А когда дочь уехала, в доме Самсона Вырина всё изменилось, «все кругом показывало ветхость и небрежение».Купец Калашников, главный герой поэмы, защищает семью, которая является символом   Дома, что восходит к традиции «Домостроя».В этих двух романах писатель даёт два противоположных образа дома – «дома-приюта» и «мёртвого дома». «Хорошая квартира» в «Белой гвардии» имеет своё пространство, свой запах, своё лицо, свои голоса, а главное – в ней соблюдаются семейные традиции. «Образ мёртвого дома» в романе «Мастер и Маргарита» связан с темой нравственного умирания людей.Тема дома как символ мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.В повести Распутина символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами.Ключевыми словами в рассказе являются слова «дом», «изба». Дом, построенный «давно и добротно», – это и сохранившийся фрагмент «самой нутряной (настоящей) России», словно защищающийся от напора внешней лжи и абсурда.

 

Тема Любви

любовь к мужчине или женщине (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», И.С.Тургенев «Отцы и дети», И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Война и мир» и «Анна Каренина» Б.А.Булгаков»Мастер и Маргарита»,М.А.Шолохов «Тихий Дон» и многие другие. Приводя примеры из этих произведений, важно помнить, что любовь бывает разной — страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной…)

любовь к родителям или ребенку (Н.А. Некрасов, С.Есенин, И.А. Бунин, Виталий Закруткин)

любовь к Родине (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин, А.А.Блок, А.А.Ахматова)

любовь к делу, которое ты выбрал (Н.С.Лесков «Левша», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Ю.П.Герман «Дело, которому ты служишь»).

 

Тема Пути

Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути).  По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

Дорога – это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.

А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка».

М.Ю.Лермонтов.  «Выхожу один я на дорогу…»

Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души».

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник».

М.И.Цветаева. Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…».

 

Тема Год литературы в России

Направление “Год литературы в России” предполагает написание сочинений по темам: «Моя любимая книга», «Роль книги  в моей жизни», «Кто для Вас идеальный герой литературы?», «Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?», «Можно ли обойтись без книг?», «Можно ли испытать радость, читая книгу?», «Какие вопросы задает человеку литература?» и т.д.

Юбилейные даты «Года литературы в России» нацеливают нас на написание сочинений по темам: «Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом ( А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня?», «А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте», «Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн)» и т.д.

 

Критерии оценивания

  1. Соответствие теме.

Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

  1. Аргументация и привлечение литературного материала.

Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

  1. Композиция и логика рассуждения.

Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

  1. Качество письменной речи.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

  1. Грамотность.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 250 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%.аренда недвижимости stillwaterмаркетинг в интернетcar seat sunshade cover

Ваш email-адрес не будет опубликован. Заполните обязательные поля *

*

Внимание!!!

Расписания промежуточной аттестации для обучающихся семейной формы обучения и самообразования
****************************
Порядок организации работы с обучающимися в семейной форме получения образования или в форме самообразования
****************************
Тематическое планирование для семейной формы и самообразования!!!
****************************
Оценивание итогового сочинения (изложения) !!!
****************************
Приказ пункты регистрации на ИС-11 региональный и муниципальный
****************************
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
****************************
ОГЭ ГИА 2023/2024!!!
****************************
ЕГЭ ГИА 2023/2024!!!